Brandenburger Tor

Они первыми всплывают в памяти, когда думаешь о Германии. Символизируя важные события, Бранденбургские ворота не раз отметились в анналах истории этой страны. Современные путешественники, побывав на Парижской площади Берлина, могут вблизи рассмотреть это великолепное произведение искусства.

Бранденбургские ворота

Взгляд в историю

Когда завершилась Тридцатилетняя война, а Берлин превратился в столицу Пруссии, границы города расширили, окружив его стеной, получившей название Берлинской таможенной. В состав этого укрепления, предназначенного не для обороны города, а для взимания налогов на ввезенные товары, наряду с остальными 17 воротами, вошли нынешние Бранденбургские. Ворота были возведены по заказу прусского монарха Фридриха Вильгельма II на пути к королевскому дворцу – на улице Унтер-ден-Линден — и первоначально носили название «Ворота мира».

Часть арки отбыла во Францию в 1806 году, когда прусская армия потерпела поражение в бое под Иеной и Берлин сдался. Наполеон был первым, кто использовал эти ворота для триумфального шествия. Трофей императора вернулся на свое место после падения его империи – теперь ворота превратились в символ победы над Бонапартом.

Бранденбургские ворота продолжали играть знаковые роли и в ХХ веке: в 1918 и 1920 годах через них маршировали контрреволюционеры, возвещая появление Германской республики, а в 1933 году эсесовцы с факелами здесь приветствовали приход к власти Адольфа Гитлера.
После Второй мировой ворота 28 лет были символом разъединения Германии. Возле них произносили пламенные речи президенты Джон Кеннеди, Рональд Рейган, Билл Клинтон и Барак Обама. Знаком единства нации сооружение является с 1989 года, что грандиозно подчеркнул концертами дирижер Леонард Бернстайн.

Бранденбургские ворота 10

В античном облике сквозь вихрь столетий

Бранденбургские ворота – всё, что осталось от старинных городских стен Берлина XVIII века. В пределах столицы Пруссии они находились на окраине города, а сегодня они заняли почетное место в центре мегаполиса. Фридрих Вильгельм II отдал распоряжение возвести ворота, которые служили бы эмблемой мира. Процесс строительства «Ворот мира» длился с 1789 по 1791 годы.

Бранденбургские ворота 4

За будущий шедевральный памятник принялся уже зарекомендовавший себя в глазах главы государства прусский архитектор Карл Готтгард Лангганс. Раздумывая, как в проекте воплотить замысел короля, он решил использовать в качестве наглядного пособия афинские Пропилеи, ворота легендарного Акрополя. Вдохновленный греческой архитектурой, Лангганс привнес ее элементы в свое творение, положив начало стилю «берлинский классицизм». Точно так же, как Пропилеи вели к святыне Греции – храмовому комплексу Парфенон, так и Бранденбургские ворота предоставляли доступ к наиболее важному городу Прусского королевства. Повторяя своей конструкцией работу грека Мнесикла, Лангганс внес немалую лепту в приобретение Берлином нового имени – «Афины на Шпрее».

Бранденбургские ворота 8

Бранденбургские ворота, вслед за Пропилеями, имели два ряда колонн (прусский зодчий выбрал для них «мужской», дорический ордер), которые покрывало перекрытие. Толщина колонных рядов равнялась 11 метрам. Колонны, в свою очередь, образовали пять проходов, причем центральный проем был шире всех остальных. Если в Пропилеях этот широкий проход предназначался для тех, кто въезжал в Акрополь верхом или вел животных для жертвоприношений, центральным проходом Бранденбургских ворот не могли пользоваться простые смертные – только иностранные послы и особы королевских кровей. Остальные граждане Берлина входили в боковые проемы. В общей сложности, высота ворот составляет 26 метров, а длина — 65,5 метров.

В работе над заказом прусского монарха участвовал и знаменитый скульптор Иоганн Готфрид Шадов, творивший в стиле классицизма. Именно он занимался 6-метровой квадригой, украшающей аттик над карнизом Бранденбургских ворот, а также скульптурами и рельефами.

Бранденбургские ворота 3

Развернутая на восток колесница, запряженная конной четверкой, первоначально принадлежала богине мира Эйрене, державшей в руках оливковую ветвь. Однако после возвращения квадриги в 1814 году из Франции, куда ее, как добычу, увез восхищенный Бонапарт, Эйрена уступила место Виктории – богине победы. Оливковую ветвь заменили Железным крестом работы Фридриха Шинкеля в знак триумфа над Наполеоном.

Шадов разрабатывал скульптурный облик Бранденбургских ворот вплоть до 1793 года. Так, благодаря ему по обе стороны ворот, в пристройках (вероятно, сначала они были предназначены для стражи или других помещений), появились античные статуи: одна посвящена сидящей на троне богине Минерве, а другая – воинствующему Марсу, который выхватывает из ножен меч.

Рельефы монументальных ворот украшает множество аллегорических фигур, в том числе изображения служителей богини Виктории. Метопы, прямоугольные плиты над дорическими колоннами, усеяны иллюстрациями мифической войны кентавров с племенем лапифов. А в проемах Бранденбургских ворот можно увидеть рельефы с подвигами Геракла: они, по замыслу авторов, должны были намекать на время войн и период восстановления, в течение которого Фридрих Вильгельм II превратил Пруссию в европейскую державу и заложил основание для ее процветания. Таким образом, Бранденбургские ворота служили не только триумфальным символом мира, но и своего рода мемориалом своему королю.

Бранденбургские ворота 9

Постоянно находясь в гуще событий, ворота не раз страдали. Благо, слепки скульптур Шадова сохранились, что облегчило их восстановление.

Цвет ворот первоначально был ослепительно белым. Но за свою долгую жизнь Бранденбургские ворота успели его несколько раз поменять. После начала реставрационных работ в 2000 году берлинцам, ввиду грязного облика триумфальной арки, предложили выбрать новое цветовое решение. Голосуя при помощи монет, опускаемых в мини-копию ворот, горожане выбирали – серый, белый, охра или песчаник. И снова победил белый.

Вихрь столетий Бранденбургские ворота стойко выдержали. Последние из 18 ворот старинной городской стены служат сегодня символом единства и напоминают о бурной истории Европы и Германии.