екоторые архитектурные памятники современного Берлина напоминают монументальное строительство крупных объектов эпохи Сталина. К числу таких объектов относится здание министерства авиации, построенное в рамках масштабной программы по переустройству столицы тысячелетнего рейха, начатой по приказу Гитлера. Это одно из немногих уцелевших зданий, которые должны были украшать главную ось германской столицы – аллею Победы. И в наше время комплекс зданий Рейхсминистерства авиации является одной из достопримечательностей Берлина, достойных внимания.
История
После прихода нацистов к власти личная позиция Адольфа Гитлера стала важным фактором, направляющим развитие страны в разных сферах. В архитекторе это отобразилось на том, что тенденции модернизма стали непопулярными. Фюрер желал, чтобы архитекторы выражали в своих проектах все величие тысячелетнего рейха. Его любимым архитектором стал Альберт Шпеер, который курировал грандиозный проект по перестройке столицы Германии как столицы мира. Украшением Берлина должна была стать его центральная улица – аллея Победы. Ее строительство планировалось завершить к 1950 году. Гитлер был уверен, что к тому времени Германия обретет мировое господство.
Шпеер привлек к реализации проекта самых талантливых архитекторов Германии. В их числе был Эрнст Загебиль. В 1934 году по его проекту был построен гигантский аэровокзал Темпельхоф, который был разрушен во время войны. Другое его детище – комплекс Рейхсминистерства авиации. Созданное в 1933 году министерство бурно развивалось. По сути, это было военное ведомство, его кадровый ресурс почти полностью состоял из офицеров. Быстрое развитие министерства авиации потребовало расширения административных площадей, на которых оно располагалось. Загебиль спроектировал еще несколько зданий, которые были реализованы в очень короткие сроки.
Общая площадь помещений, в которых располагалось министерство авиации, составляла около 56 000 квадратных метров. Его размеры впечатляют даже по современным меркам, а в середине 1930-х годов это было самое большое административное здание в Берлине. В комплексе было более 2 000 служебных помещений, здесь также располагался личный кабинет возглавлявшего министерство авиации Германа Геринга.
Во время штурма Берлина здание не особо пострадало. Его продолжали использовать для размещения органов исполнительной власти. Именно в здании бывшего рейхсминистерства авиации в 1949 году было провозглашено о создании Германской Демократической Республики. Это был ответный шаг на провозглашение о создании ФРГ на оккупированных союзными войсками территориях. Еще одной целью создания ГДР было изменить интерпретацию истории. Из побежденного народа Германии сделали народ-победитель, подразумевая победу над фашизмом, от которого освободили Германию.
Что посмотреть
В наше время в здании размещается административный аппарат министерства финансов Германии. Вход в здание ограничен, но оно достаточно интересно выглядит и снаружи. Массивная архитектура напоминает о подобных проектах имперского строительства в Советском Союзе. О той эпохе есть еще одно напоминание – со стороны Лейпцигской улицы напротив здания расположен мемориал, посвященный жертвам восстания 1953 года. Не менее 125 человек погибли непосредственно во время восстания, направленного против политики властей, более 20 000 были приговорены к различным срокам заключения. В ходе подавления восстания были задействованы советские войска, располагавшиеся в Германии. Для координации действий советской армии в Берлин прибыл Лаврентий Берия.
На пересечении Лейпцигской улицы и Вильгельштрассе серые стены министерства финансов немного украшает широкое цветное плиточное панно. Оно выполнено в духе соцреализма и отображает деловых инженеров, мужественных рабочих, сталеваров, крестьян и доярок, радостных детей, которые все вместе радостно трудятся для светлого коммунистического будущего.
Адрес
Адрес: улица Wilhelmstrasse 97, хотя здание выходит и на улицу Лейпцигскую.
Добраться до здания можно на подземном метро (остановка Potsdamer Platz) или надземном метро (остановка Anhalter Bahnhof). Стоимость проезда зависит от зон и составляет €2,4-3,1 для взрослых и €1,5-2,2 для детей.