В восточной стороне знаменитого бульвара Унтер-ден-Линден расположен Дворцовый мост, архитектурная достопримечательность, соединяющая остров Шпрееинзель и район Фридрихсвердер.

История строительства Дворцового моста

Старинные документы и карты Берлина и средневекового Кельна подтверждают тот факт, что в пятнадцатом веке на месте современного Дворцового моста уже располагался деревянный мост. Этот мост, состоящий из семи арок и выполненный из дерева, использовался для доставки строительных материалов при возведении первого Городского Берлинского Дворца. Старинный мост назывался Собачим, так как именно по нему псари при дворе Фридриха Вильгельма выводили на охоту своры охотничьих собак. Несмотря на неоднократные перестройки и реконструкции, производившиеся в этом районе, Собачий мост уцелел без изменений вплоть до 1736 года, в 1738 году была установлена система поднятия моста. Именно по этому мосту в 1806 году въехал в Берлин Наполеон.
В начале XIX века решено было возвести новый мост. Создание проекта моста было поручено архитектору и тайному советнику, занимавшемуся вопросами строительства, Карлу Фридриху Шинкелю. Уже в 1819 году был предоставлен первый проект моста. Новый мост должен был органично вписаться в архитектурный ансамбль Оперной площади.
29 мая 1822 года был заложен первый камень в основание моста, тогда же мост получил свое название Дворцовый. Сводчатый мост состоял из трех сегментов, выполненных из песчаника, высота моста позволяла пропускать речные суда, не прибегая к разводным механизмам.
Сроки строительства были строго ограничены, мост должны были ввести в эксплуатацию до дня свадьбы тогда еще кронпринца Фридриха Вильгельма IV. За день до этого события, 28 ноября 1823 года на еще недостроенном мосту было организовано факельное шествие, но официально Дворцовый мост открыли только в 1824 году.
Карл Фридрих Шинкель в своем проекте, для украшения моста, планировал использовать восемь скульптур, символизирующих победы в Освободительных войнах, но из-за ограниченности бюджета они были установлены уже после смерти архитектора, только в 1857 году.
Скульптуры представляют собой группы, объединенные каким-либо аллегорическим сюжетом. Каждая из скульптур несет определенный смысл, например, Богиня войны, символизирует воинскую славу и победу, Богиня мира, поддерживая раненого воина призывает к прекращению кровопролития и перемирию. Такие воинствующие сюжеты объясняются соседством с Арсеналом.
Карл Фридрих Шинкель разработал и решетки моста, с тритонами, сиренами и морскими коньками с трезубцами. Эскизы оград, придуманные Шинкелем, были использованы при строительстве Аничкова моста в Санкт-Петербурге.

Русло Медной канавы, именно так назывался рукав Шпрее, через который переброшен Дворцовый мост, в 1912 году значительно углубили, а через двадцать шесть лет в 1938 году мост был укреплен железобетонными конструкциями.

Послевоенный период Дворцового моста

Интересен тот факт, что Дворцовый мост один из немногих мостов, уцелевших после бомбардировок Берлина. В апреле 1945 года Дворцовый мост получил незначительные повреждения. Скульптуры, украшавшие мост, еще в 1943 году были эвакуированы из Берлина для хранения
Во времена ГДР в 1951 мост получил имя Маркса и Энгельса, как и именовался вплоть до 1991 года. Однако, скульптуры в то время мост не украшали. Они были отреставрированы и вернулись на мост только в 1984 году. Тогда же, в восьмидесятые годы на мосту, после масштабной реставрации, появились фонари. Были значительно усилены колоны, существенно обновились и декоративные элементы моста.
После объединения Германии, 3 октября 1991 года мосту вернули историческое название. В период с 1995 года по 1997 год был проведен капитальный ремонт моста.
Сегодня Дворцовый мост считается самым красивым в Берлине и привлекает тысячи туристов, приезжающих в Берлин, чтобы ознакомиться с многочисленными достопримечательностями в исторической части города.

Адрес Дворцового моста:

Schlößbrücke 10178 Берлин, Германия

Как добраться до Дворцового моста:

Добраться до Дворцового моста можно автобусом (€ 3.00) № 100 или № 200, до остановки Lustgarten или на метро (€ 3.00) до станций Märkisches  Museum.